Shihad 24.12.2010 23:15
Шаловливые ручки — Sverdlov airship v 0.1
Мой друг и напарник, генератор чумовых идей и, изредка, бреда, затащил меня на соревнования робототехников УрФУ (Он же УГТУ-УПИ). Выбираешь тему проекта, набираешь группу, участвуешь. Через полтора месяца в главном корпусе УПИ прилюдно показываешь, что смог сделать из предоставленных деталей.И нас сразу потянуло к дирижаблю. Есть определенная эстетика в проплывающих по небу гигантах размером с добрый небоскреб.
Решили мы построить наш собственный. Не с небоскреб, поменьше, но чтоб летал и рулил с компа.
И вот что у нас получилось...
Главное, ОНО летает! В этом я довольно долго был не уверен. Несет на борту вай-фай камеру и бодро поворачивает моторчиками. Вперед летит со скоростью где-то 5-7 метров в минуту, снижает и набирает высоту моторчиками.
Альфа-версия дирижабля "Sverdlov". Еще вчера она была бетой, но в процессе переноса из мастерской на выставку у нас лопнул один шар и были продырявлены два оставшихся. Поэтому ни приличной подвески, ни дирижабельного внешнего вида. А еще у меня отказался работать радиомодем - по неизвестной причине. Поэтому дирижабль управляется по проводу. Печально. Но зато есть к чему стремиться.
То, что подвешивается. Два моторчика, драйвер для них, ардуино-совместимый контроллер, батарейки и сервомашинка на валу. Зеленые платы - это и есть радиомодем, что отказался работать с микроконтроллером. Где-то я дурак.
Программу управления писал на питоне с КуТи. Три ползунка и две кнопочки.
Программа-максимум - к лету прикрутить к нему ультразвуковой дальномер, гпс, акселерометр и обучить ходить по курсу.
Есть похожая мысль. У коллег взять механическую руку и прикрепить к ней пистолет. Хотя бы водяной. :)
Вместо пистолета лучше возьмите лазер от дисковода :3
И проблем с контролем меньше, и заправлять не надо и дальнобойность больше. Мишени из тонкой бумаги должен поджигать на ура.
И проблем с контролем меньше, и заправлять не надо и дальнобойность больше. Мишени из тонкой бумаги должен поджигать на ура.
Есть похожая мысль. У коллег из соседней лаборатории взять киборга и убить всех человечков!!!
Похвально =)
в школе пускали самолётики на нитках, так может хрен с ним радиомодемом +++
Так то школьники, я-то уже аспирант. Несерьезно это - на нитках. :)
Круто. Еще бы привести к "дирижабельному" виду все-таки :). И нарисовать на корпусе хоть и выдуманный, но правильный регистрационный номер РФ вида "RA-NNNNN", где N - цифирьки.
Думаю, у вас все получится :)
Думаю, у вас все получится :)
Приведем, конечно. При всеобщей помощи.
Сигналы и слоты для программы управления мне пояснили здесь, схему драйвера и контроллера взял на robozone.su, прошивка - подправленная с robocraft.ru. Так что дирижабль "Свердлов" - это общее дело.
Сигналы и слоты для программы управления мне пояснили здесь, схему драйвера и контроллера взял на robozone.su, прошивка - подправленная с robocraft.ru. Так что дирижабль "Свердлов" - это общее дело.
Цитаты из процесса строительства.
"
Продавщица: Зачем вам двадцать застежек для бюстгальтеров?
Иван, проникновенно: Знаете, в жизни бывают случаи..."
Шары мы крепили к платформе тесьмой, застежки требовались там.
"Лемех, руководитель соревнований: Круто, круто, а стаканчики у него по бокам зачем?
Артем: Он подлетает к посетителям и предлагает с ними выпить. Он - алкожабль!"
По бокам у грохнутой версии висели пластиковые стаканы для балласта.
"Аркадий в 23:47: Я знаю, как трахаться с радиомодемом!!
Артем: =)"
"Аркадий: А из Америки нам приедет то же самое, но в красивой коробочке. Мир сделан в Китае. Блин."
Когда выяснилось, что метеозонды с Ебая будут только после нового года, нашли продавцов у нас. Думали, сами делают - нет, китайскими торгуют, гады.
"
Продавщица: Зачем вам двадцать застежек для бюстгальтеров?
Иван, проникновенно: Знаете, в жизни бывают случаи..."
Шары мы крепили к платформе тесьмой, застежки требовались там.
"Лемех, руководитель соревнований: Круто, круто, а стаканчики у него по бокам зачем?
Артем: Он подлетает к посетителям и предлагает с ними выпить. Он - алкожабль!"
По бокам у грохнутой версии висели пластиковые стаканы для балласта.
"Аркадий в 23:47: Я знаю, как трахаться с радиомодемом!!
Артем: =)"
"Аркадий: А из Америки нам приедет то же самое, но в красивой коробочке. Мир сделан в Китае. Блин."
Когда выяснилось, что метеозонды с Ебая будут только после нового года, нашли продавцов у нас. Думали, сами делают - нет, китайскими торгуют, гады.
пожалуйста, расскажите подробности про шары, их содержимое и грузоподьёмность. и ещё, насчёт способа крепления — может шары в сетку, а платформу уже к ней прикрепить?
Шары от метеозондов. Покупаются на ебае, либо ищутся в своем городе.
Наполняются гелием. Раздутые до диаметра 1,8-2 метра, поднимают вдвоем где-то 4-5 кг груза, не считая себя. Можно раздуть и побольше (лопаются где-то в районе 4-5 метра), но у нас они и так в дверь не пролезли.
Выглядят в точности как большие воздушные шарики. Горловина перетягивается шпагатом или проволокой.
В нормальной версии притягивались тесьмой к пластиковой платформе. Держалось вполне надежно.
К лету сделаем полужесткий корпус из алюминия, засунем шары внутрь и накачаем.
Наполняются гелием. Раздутые до диаметра 1,8-2 метра, поднимают вдвоем где-то 4-5 кг груза, не считая себя. Можно раздуть и побольше (лопаются где-то в районе 4-5 метра), но у нас они и так в дверь не пролезли.
Выглядят в точности как большие воздушные шарики. Горловина перетягивается шпагатом или проволокой.
В нормальной версии притягивались тесьмой к пластиковой платформе. Держалось вполне надежно.
К лету сделаем полужесткий корпус из алюминия, засунем шары внутрь и накачаем.
Может лучше сшить из какой-то легкой и газонепроницаемой ткани и на каркас одеть ?
В идеале надо какую-то пленочную оболочку - но среди нас нет химиков и никто не знает, какая пленка из доступных в продаже лучше всего удерживает гелий. И гугл толком не знает.
Лучше обратиться не столько к химикам, сколько к технологам. Химик, который у меня тут есть под рукой, утверждает, что теоретических познаний не хватает. :)
Теоретически, он думает, полиэтилен должен держать неплохо. Но это лучше проверить - если есть возможность потратить сколько-то гелия на эксперименты. Если нет, лучше искать, кого спросить :)
Теоретически, он думает, полиэтилен должен держать неплохо. Но это лучше проверить - если есть возможность потратить сколько-то гелия на эксперименты. Если нет, лучше искать, кого спросить :)
Там же еще проблема с изготовлением. Сделать герметичную оболочку, пусть даже из полиэтилена, в гаражных условиях - не так-то просто.
Ну, сама собой она не сделается, конечно. Но способы обработки полиэтилена довольно хорошо известны. В том числе метод сварки утюгом, например :)
А зачем собственно? У дирижаблей небыло герметичной внешней оболочки, она была из ткани (или даже у некоторых из алюминевых листов) и защищала внутренние герметичные газовые элементы он повреждений. Каркас был жёсткий и держал форму, что позволяло использовать аэродинамику даже при потере давления в одном/нескольких элементах. Если мне не изменяет память в Hindenburg было 15 отдельных камер для газа. Так что делайте как задумывали, каркас и шары внутрь, самое то!
вспомнил ещё (летом интересовался на эту тему): видео по теме, оно с утренней передачи по россия1, так что стиль соответствующий, но есть интересные моменты.
и ещё: возможно, фирмы, занимающиеся изготовлением-ремонтом тентов и всего такого могут чем-нибудь помочь :)
и ещё: возможно, фирмы, занимающиеся изготовлением-ремонтом тентов и всего такого могут чем-нибудь помочь :)
Предложение в программу-максимум: closed-loop control для выравнивания ветра. Т.е. если ты ему задаёшь курс 220°, а ветер его сгоняет, пусть он сам усиливает нужный моторчик и выравнивет курс.
Ищите кстати акселерометр или гпс с "настоящим" магнитным компасом, всётаки дополнительные данные (вектор направления) для стабилизации координат. Мы в универе тогда тоже ходили по курсу на инвалидной каляске, алгоритм "particle filter" могу посоветовать для получения лучших координат, входные данные: гпс, акселерометр, компас. У нас ещё обороты колёс и данные с камеры были, в воздухе этого нет, но там и не надо на дороге оставаться ;-)
Ищите кстати акселерометр или гпс с "настоящим" магнитным компасом, всётаки дополнительные данные (вектор направления) для стабилизации координат. Мы в универе тогда тоже ходили по курсу на инвалидной каляске, алгоритм "particle filter" могу посоветовать для получения лучших координат, входные данные: гпс, акселерометр, компас. У нас ещё обороты колёс и данные с камеры были, в воздухе этого нет, но там и не надо на дороге оставаться ;-)
Да, курсовую устойчивость тоже хочется. Не посоветуете приличные микросхемы или модули гпс, акселерометров и корпусов?
Попытался найти, что мы тогда использовали, не нашёл. Но это не сильно и помогло бы, это было 5 или даже больше лет назад и уже тогда и гпс и inertial сенсор были так себе. Гпс был самый простой, благо они все стандартно NEMA по RS232 говорят. Бери любой современный SiRF. Акселемометр был тогда у нас тоже совсем плохой, его уже в процессе работы хотели заменить, но так не смогли быстренько драйвер переписать. Тут придётся наверно по-эксперементировать. Хотя погоди, могу спросить, что они сейчас в робототехнике используют, контакт где-то был.
Спросил что используют наши роботостроители, они разрабатывают в основном OpenPilot платформу, там используется вот это: http://wiki.openpilot.org/OpenPilot_AHRS для IMU и вот этот гпс: http://wiki.openpilot.org/OpenPilot_GPS Там указываются и сенсоры которые используются в этой платформе, почитай, может что-то пригодиться.
улыбнуло :-)